dle



«Нацполитика из-под плинтуса, или Окончательное решение немецкого вопроса по А. Журавскому?» - Гуго Вормсбехер    
«Нацполитика из-под плинтуса, или Окончательное решение немецкого вопроса по А. Журавскому?» - Гуго Вормсбехер

Нет, всё-таки мне трудно понять Гугу Густавовича. Во времена ВОСН "Возрождение" и активной борьбы за возрождение АССР НП "рыцарь национального духа" в составе Оргкомитета делал всё, чтобы сорвать проведение 1-го Съезда немцев СССР. Открыто "стучал" в соответствующие органы (и писем этим не стыдится), что, мол, эти немцы хотят прямо на Съезде объявить о возвращении Немреспублики, что автономистские настроения получают отклик у делегатов благодаря деятельности руководства ВОСН.

В отношении тех немцев, которые участвовали в митингах защищая свои права, Вормсбехер утверждал, что "это не наши люди".

Именно Вормсбехер возглавлял "Союз немцев СССР", который был создан при поддержке органов советской власти, как противовес ВОСН "Возрождение".

Сегодня Вормсбехер занимается тем, что ходит "по тусовкам". Принимает награды от Генриха Мартенса (которого в приведенной ниже статье зачем-то поливает грязью) и участвует в мероприятиях МСНК. Но время от времени всё-равно пытается "примазаться" к деятельности настоящих патриотов национального реабилитационного движения.

Определитесь уже, Гуго Густавович! Genosse


-------------------------------------------------------

1. Полигон вместо автономии и цунами выезда

«Реабилитация» российских немцев так затянулась, и в ней уже столько наворочено, что казалось: удивить чем-то еще трудно. В самом деле: в 1941-ом их обвинили в укрывательстве на своих пшеничных полях «десятков тысяч германских шпионов и диверсантов»; на основе этих «достоверных данных» весь народ был выселен в Сибирь и Казахстан и всех, от 15 до 55 лет, на годы отправили за колючую проволоку в «трудармию»; после войны ввели режим спецпоселения (20 лет каторги за нарушение); в 1957-ом, когда другим репрессированным народам восстановили их республики, немцам – нет: они, как оказалось по более достоверным данным, хорошо работали, и регионы не хотели их терять; в 1965-ом с них сняли, наконец, все обвинения как необоснованные, но наказание оставили; в 1972-ом секретно отменили и запрет на возвращение «домой», - только не туда, откуда были выселены; в 1979-ом решили создать им автономную область в Казахстане, не спрашивая ни их, ни казахское население, и спровоцировали жесткие антинемецкие акции… После такого любой народ вроде бы должен быть готов уже ко всему.

Но впереди ждало еще немало. Перестройка опять вызвала надежды. В 1989-ом обещали восстановить АССР немцев Поволжья, но вновь появились «протесты местного населения»: «Лучше СПИД, чем немецкая автономия!» - предложили светлую альтернативу этому населению организаторы. В 1991-ом приняли Закон «О реабилитации репрессированных народов», но «гарант Конституции», подписав его, поехал на Волгу, где «ответственно», во все 40 градусов, заявил: «Никакой немецкой автономии не-бу-дет!». И предложил немцам селиться на военном полигоне, выкапывать там снаряды, «и Германия пусть поможет…». А на Закон о реабилитации положил на 20 лет свой мораторий. Вот такая «реабилитация»! Волна выездного цунами унесла больше половины «хорошо работающих», поставив по бартеру накарканный СПИД.

А в 1992-м был подписан российско-германский Протокол о сотрудничестве в восстановлении государственности российских немцев и создана Межправительственная комиссия по его реализации. Но - республики нет до сих пор, а немцы лишились даже того, что у них еще оставалось от Советской власти…

2. «Актуализация» пышным цветом

Однако за последние 15 лет Россия все же выбралась из комы, освободилась немного от внешних и внутренних «консультантов», восстановила свою жизне- и дееспособность, свой авторитет в мире, что позволило не угаснуть окончательно надеждам российских немцев на то, что и они когда-нибудь дождутся справедливости. И время вроде пришло: Россия опять может уделять внимание и национальной политике, а президентские указы, четко выраженная цель, чтобы в стране «каждый народ, каждый гражданин мог чувствовать себя дома», разработка стратегии нацполитики, реабилитация репрессированных народов Крыма, создание Агентства по национальной политике, - все это показывало, что идет не популистская кампания, а нарастающе масштабная работа и в так запущенном национальном вопросе. Что опять же поддерживало надежды. До самых последних дней.

Но в начале апреля 2015-го в Москве собралась рабочая группа для подготовки очередного (уже 21-го за 23 года!) заседания российско-германской Межправительственной комиссии (теперь она уже называется не по восстановлению государственности, а просто по проблемам российских немцев). О том, что же подготовили рассмотреть на Комиссии, рассказал на сайте Минкультуры замминистра А. Журавский – многолетний глава нацполитики периода ее обреченного застоя. Глава и раньше поражал своими высказываниями по проблематике российских немцев, но в этот раз превзошел сам себя настолько, что объяснить это способностями только одного должностного лица трудно. Остается предположить, что не достававший вклад в содержание принятых решений внесли испытанные вожди виртуальной «Самоорганизации российских немцев», так неразбавленно представленные на заседании группы и так успешно помогающие «нацполитике по российским немцам» годами оставаться в рамках семейного бизнеса.

Что же наметили на заседании? Согласно министерскому сайту (что означает «напечатанному верить»), наметили «актуализацию» Протокола (который так заждался своего исполнения, что, надо полагать, совсем пришел в негодность) и подготовить вместо него новое соглашение. Конкретно это звучит так.

«Перечень вопросов, которые актуальны для российской стороны, касаются прежде всего мандата межправкомиссии», ибо есть «необходимость актуализации документа», то есть Протокола 1992 года.

Чем же вызвана эта необходимость? Оказывается, тем, что «некоторые пункты соглашения не исполняются». Логика железная: не исполняем – пересмотрим. Но могут ли исполняться хоть какие-то «пункты», если к исполнению главного пункта – восстановлению государственности, за 23 года даже не приступали?

Еще один аргумент - «большая часть той целевой группы, которая была предметом соглашения, в настоящий момент живет в Германии. Это, по разным оценкам, от 2,5 до 4 млн человек».

Тут возникает сразу несколько вопросов. Что же мешало исполнять Протокол, когда все российские немцы еще жили в России? Их было тогда слишком много? И с каких это пор российские немцы - несколько миллионов человек, всегда считавшиеся народом, вдруг стали «целевой группой»? Для кого? И для каких очередных великих целей? И – не затрудняет ли разброс в оценке этой «группы» от 2,5 до 4 млн. проведение хоть какой-то адекватной политики по отношению к ней?

Очередной аргумент: «Второй аспект, требующий совершенствования, - экономические обязательства германской стороны по инвестированию в экономические проекты в местах компактного проживания российских немцев, сегодня это … не является актуальным. И здесь мы видим понимание с германской стороны».

Понимание германской стороны можно, конечно, понять: ведь за 23 года совместного вдохновенного труда по «восстановлению государственности» компактность проживания российских немцев не только нигде, кроме как в самой Германии, не увеличилась, а даже уменьшилась: в двух разделенных на сотни километров национальных районах в Сибири примерно втрое. Откуда же возьмется у Германии энтузиазм вкладывать, как прежде, десятки миллионов ежегодно в эти компактные проживания?

Однако главное, что настоятельно требует «актуализации», в другом:

«Следующий пункт соглашения 1992 года связан с созданием республики немцев в Поволжье. В сегодняшних демографических обстоятельствах, когда российских немцев незначительное количество и большая их часть уехала в Германию, когда даже в немецких национальных районах сегодня этнические немцы являются меньшинством, создание республики немцев в Поволжье не представляется возможным. Более того, обсуждение административно-территориального устройства РФ, так же как и ФРГ, не может являться предметом договоренностей».

Тут вопросы уже рвутся как из кассетной бомбы. Например: с каких это пор народ численностью в 400 тысяч человек (примем пока этот итог последней «переписи») является «незначительным количеством»? И то, что в АССР НП в лучшие времена проживало 366 тысяч немцев, было еще как-то терпимо для СССР и Советской власти, но никак не сегодня? И значит ли это, что народы численностью меньше 400 тысяч отныне не должны иметь национально-территориальных образований? И все, кто их еще имеет, в том числе обладатели автономных областей, национальных округов и районов, будут теперь их лишены?

И кто это говорит о создании республики немцев в Поволжье, когда в Законе о реабилитации репрессированных народов и Протоколе речь идет о ее восстановлении? И когда уже давно отменены указы о выселении немцев и о разделе территории их республики, что означает: должно быть восстановлено то, что было до этих указов? И кому конкретно это восстановление «не представляется возможным»?

И кто такие эти этнические немцы? Чем они отличаются от российских немцев? И это они кинулись когда-то массово выезжать, чтобы их не заставили выкапывать снаряды? И теперь их недостаточно для реабилитации? А может, достаточно еще других, российских, немцев?

И кто собирается с ФРГ обсуждать «административно-территориальное устройство РФ, так же как и ФРГ», когда речь идет о восстановлении прав одного из народов России, о выполнении российского же Закона, а ФРГ лишь когда-то выразила готовность помочь в этом России? Или после подзабытого согласия России на присоединение ГДР к ФРГ там предстоят сегодня новые изменения «территориального устройства», в которых Россия участвовать уже не хочет?..

И еще: а при подписании Протокола в 1992 году «обсуждение административно-территориального устройства РФ» еще могло быть «предметом» двусторонних договоренностей? Невозможность обнаружилась только 23 года спустя? И если это стало теперь так категорически ясно, и других вариантов быть не может, то зачем все это выносить на обсуждение Межправкомиссии? Достаточно ведь просто уведомить «уважаемых партнеров» о принятой односторонней договоренности, и – всем исполнять: «Обсуждение не может являться предметом двусторонних договоренностей»! Каждый сверчок знай свой шесток!

Вот такой сегодня главный пункт актуализации российско-германского Протокола по А. Журавскому…

3. «Инфраструктура» подрядчикам вместо реабилитации народу?

Однако, как выясняется дальше, актуализация предполагает не только отряхнуть прах прежних законов и решений с ног знаменосцев нацполитики, но и создать для нее (нацполитики) новые локомотивы и приводные ремни.

«Для нас все те, кто переезжает в другую страну, считаются соотечественниками… В связи с этим дополнительным мандатом межправкомиссии могли бы быть вопросы культурно-делового сотрудничества, поддержки российских немцев не только в России, но и в Германии».

И опять встают вопросы. Что, поддержка российских немцев в родном отечестве была уже выше крыши, пора обрушить ее и на все 4 млн. выехавших? И на какое такое «культурноделовое сотрудничество» так нужен сегодня актуализаторам «мандат»? Чтобы участвовать в распределении средств, которые германская сторона должна будет теперь выделять и на своих новых «соотечественников» для поддержания уже их русского языка и культуры?

И что, налаженная система подрядного террора против выступающих за реабилитацию дает сбой? Несмотря на годы ее поддержки обладателями административных мандатов? Что, «элите» и «авангарду» этой системы, чтобы и дальше благополучествовать на трагедии народа, действительно требуется срочно создать на бюджетные деньги еще и частную инфраструктуру из ресторанов, гостиниц и лагерей, как уже не один год требует главный подрядный «российский немец»? И для этого и нужен теперь мандат на «дранг нах вестен»?

Или все еще проще: так как восстановление государственности российских немцев лишит подрядных культуртрегеров их многолетней кормушки, то и надо срочно «актуализировать» Протокол, выхолостив из него реабилитацию как угрозу будущей «инфраструктуре»?..

Как же это все воспринимать? Ведь наивно предположить, будто такие откровения выдаются на свет божий без всяких согласований. Или это очередной экспромт типа «ответственного заявления» Ельцина? Или настали времена, когда обычный чиновник лучше знает, чем Президент, от чего «каждый народ, каждый человек» будет чувствовать себя в своей стране дома?

Трудно и полагать, что Министерство культуры могло тут сыграть какую-то роль: оно ведь лишь сдало на время оказавшемуся без крыши над головой нацдепартаменту жилплощадь. Да и не Министерства культуры это дело, определять «административно-территориальное устройство РФ». И Нацагентство пока не сформировано, и функции его до конца не прописаны… Остается только утешиться китайской мудростью: не дай нам Бог жить в эпоху перемен?

Возникает еще один немаловажный вопрос: а что же делали на заседании доблестные «представители российских немцев»? Ведь они для того и включаются в состав Межправкомиссии и ее рабочей группы, чтобы выражать и отстаивать интересы народа, помогать членам Комиссии как с российской, так и с германской стороны лучше понимать и учитывать эти интересы? Ведь без их согласия такие «предложения», ставящие крест на реабилитации, на будущем народа, отменяющие Закон и Протокол, исполнением которых две страны занимаются уже четверть века, - невозможны. Как же они допустили такое? Значит, они тоже были «за»? Тогда кто же уполномочил их на это? Ведь российские немцы 70 лет добиваются восстановления справедливости и своей государственности, и суицид не их цель.

Какие же цели у этой странной «самоорганизации», состоящей, как известно, из трех структур: общественная ФНКА - «президент» Г. Мартенс; подрядная МСНК – председатель Г. Мартенс, 1-ый зам. Ольга Мартенс; и общественная же НМО (Немецкое молодежное объединение, входит с состав МСНК) - председатель Маргарита Бауэр. Если учесть, что Г. Мартенс и О. Мартенс супруги, то «самоорганизация» получилась предельно «единой». Не удивительно, что едины и цели, и позиции руководителей. Так, Г. Мартенс считает: «необходимо создавать устойчивую инфраструктуру, что позволит перейти на другой уровень выполнения задач, стоящих перед Самоорганизацией». А его 1-ая зам. ответственно заверяет, что «общественные организации российских немцев никак не связаны с политикой. Самоорганизация российских немцев занимается исключительно этнокультурной образовательной и научной деятельностью, поэтому то, что нам сегодня приходится доказывать свою непричастность к политике, вызывает у нас чувство досады и сожаления».

Посочувствуем же олицетворениям такой спасительной в рыночных условиях аполитичности: наверняка нелегко решать вопрос реабилитации народа – политический во всех его нюансах, и сохранять при этом политическую невинность. Уши на заседаниях не приходится затыкать?

Получается, что «Самоорганизация», как не раз уже говорилось, представляет совсем не народ, а личный бизнес ее «лидеров» на противодействии реабилитации под демагогию о необходимости «поддержки многострадального народа» деньгами и «инфраструктурой» на проекты «Самоорганизации». И главная задача – не допустить ни в коем случае самой реабилитации, чтобы народ не взял распределение средств и создание «инфраструктуры» в свои руки.

Возникает также вопрос, особенно в свете инициатив А.Журавского по поддержке соотечественников: почему бы не привлечь к обсуждению и реализации планов Межправкомиссии, и вообще к российско-германским отношениям, также российских немцев Германии? Ведь это несколько миллионов человек, прошедшие через российские школы и вузы, знающие русский язык как сами русские, выросшие на русской культуре и связанные миллионами живых нитей с миллионами своих прямых родственников, друзей разных национальностей, коллег по работе в России и других странах СНГ. Они ведь могут оказать такую поддержку укреплению сотрудничества между обоими равно родными для них народами и странами! Начать можно хотя бы с тамошнего Землячества российских немцев – готовой представительной структуры с многолетним богатым опытом. Оно уже давно, без всякой «самоорганизации», активно налаживает деловые и культурные связи с российскими регионами, и обладает в этом все растущим потенциалом...

Но заметим: это нужно делать не вместо реабилитации, а вместе с реабилитацией – на ее фундаменте. А пока реакция российских немцев на публикацию «апрельских тезисов» – гробовое молчание. Как когда-то в стране после статьи Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами» против перестроечной актуализации ценою в Советский Союз. И действительно: как это воспринимать? Что, Закон, Протокол, реабилитация – теперь наплевать и забыть? А программа «актуализации» и есть подлинная позиция России по «окончательному решению» немецкого вопроса?

4. Сколько репрессированных требуется для реабилитации?

Весь этот давний процесс завершается (???) сегодня на жестком стыке с другим процессом, который запустили майские указы Президента, разработка новой стратегии нацполитики, реабилитация народов Крыма, создание совершенно новой структуры – Агентства национальной политики, а также назначение его руководителем (надо полагать, с учетом того, что национальный вопрос в стране – тоже вопрос государственной безопасности) и совершенно нового человека. И российские немцы воспринимают этот новый процесс с очередной большой надеждой.

Это связано не только с затянувшейся уже на 70 лет полной выключенностью их как народа из жизни страны, но и с их ментальностью. Ведь за 250 лет своей российской истории они сложились как бинациональный народ. Для меня они - дитя от смешанного брака между русским и немецким народами. Им одинаково дороги и их немецкая, и российская (русская) составляющие, и утрата любой из них, независимо, от выезда в Германию или от нереабилитации в России, означает перестать быть народом вообще. И хорошо они могут себя чувствовать только когда их великие родители живут в мире и согласии. Поэтому и стараются стянуть их родные руки при ссоре: уж они-то знают, сколько им пришлось пережить, когда ход событий выходил за рамки логики.

А логика и в самом деле была, и остается, более чем странная: сначала всех выселить, запретить «навечно» возвращение, а потом говорить, что немцев для восстановления их республики в прежних местах проживания мало. Принять закон о реабилитации, и тут же заявить, что никакой республики «не-бу-дет». Разжечь антинемецкие настроения, и ссылаться на то, что «население против». Вытолкнуть 2,5 миллиона человек из страны, и объяснять потом невозможность восстановления республики тем, что «большинство выехало». Не позволить десяткам тысяч желающих переехать в национальные районы, и прекращать помощь районам из-за снижения там доли немцев. Подменить реабилитацию народа мелкой подрядной возней на бюджетные деньги, приведшей к плачевным результатам, и предлагать создать «инфраструктуру» для новой поддержки этой возни.

Далека от нормы логика и в другом. Немцев действительно осталось мало? Всего 400 тысяч? Но в АССР немцев Поволжья, напомним, их было 366 тысяч. А сегодня с российскими немцами других стран СНГ их более 600 тысяч, а если не «по переписи», а по факту – то минимум полтора миллиона. Да если еще из Германии захотят вернуться…

И вообще: сколько должен насчитывать народ, чтобы справедливость к нему могла быть восстановлена? И если 400 тысяч недостаточно, то как быть с еще имеющимися национальными образованиями в России? И будет ли теперь отменен Указ Президента о реабилитации народов Крыма как не отвечающий арифметике суверенной нацполитики «актуализаторов»?

5. «Низзя»… До каких же пор?

«Российская сторона» в Межправкомиссии не впервые поднимает вопрос об «актуализации». Но впервые это выражено так полно и откровенно. Что это, сжигание мостов перед очередной реорганизацией в нацполитике? Или попытка успеть навязать свою позицию создаваемому Нацагентству? Чтобы оно тоже шло верной дорогой под испытанным лозунгом «Лучше СПИД…»?

И почему об актуализации неизменно заводят речь не для выполнения Закона и Протокола, а для снятия вопроса о реабилитации вообще? Хорошо еще, что германская сторона сохраняет нордическую стойкость в перманентно неустойчивом сотрудничестве (25 преобразований и смен руководства в нацполитике за 23 года – это ведь не для слабонервных!). Прямо как ныне российская сторона в отношениях с Украиной, которая тоже старается актуализировать Минские соглашения так, чтобы о них вообще забыли, но… чтобы все же выделяли миллиарды на «инфраструктуру» для светлого будущего недобравших еще чего-то олигархов.

Просто удивительно: у нас в стране столько высококлассных ученых и специалистов в национальном вопросе, такой уникальный многовековой опыт, но уже столько лет слышим разве что мантру о необходимости подрядного «мониторинга»! Особенно это видно на российских немцах: ведь ни по одному другому народу за это время вопрос реабилитации не был проработан так глубоко и системно, не было принято столько нужных, в интересах государства, решений, не было вложено столько средств, пусть в основном и германских. Результат? - Смотрите «апрельские тезисы» замминкультуры и динамику роста благосостояния избранных культуртрегеров.

Не покидает ощущение, что 23 года вместо работы по выполнению Закона и Протокола, вместо поиска эффективных путей решения задач в постоянно меняющихся условиях, шел поиск лишь поводов для их невыполнения – «ничего личного», просто бизнес на ритуальных услугах для конкретного народа.

В чем же дело? Ведь российские немцы за несколько веков столько сделали для Государства Российского во всех его сферах; внесли такой вклад в освоение и превращение в житницу России пустых земель Поволжья, Украины, Крыма, позже Сибири, еще позже – Целины; возводили даже за колючей проволокой в трудармейских лагерях военные заводы, добывали уголь, валили лес; но своим хорошим трудом, как оказалось, только наступили на горло собственной реабилитации.

И уже 25 лет Германия оказывает помощь России «в поддержку российским немцам» (уже под миллиард набежало), и Россия тоже выделяла помощь, но почему-то очень уж часто при этом лишь возрастало противодействие реабилитации. И даже то, что шло на действительно нужную поддержку в сфере родного языка и культуры, пройдя через руки «новых российских немцев», оказывалось очень уж малоэффективным.

Известно также, что за всю свою историю российские немцы не имели ни одного межнационального конфликта. Вспомним хотя бы их Обращение к населению, проживающему на территории бывшей АССР НП, принятое на учредительной конференции Всесоюзного общества «Возрождение» еще в 1989 году – единогласно!

«…Мы заявляем, что, пережив вместе со всем советским народом трагедию войны с ее многочисленными жертвами, считаем невозможным для себя требовать возвращения нам наших домов и имущества, незаконно конфискованных в 1941 году при выселении, ибо не советский народ виноват в этом и тем более не те люди, которые сегодня живут в наших домах. Пусть наши дома, в которых родились мы и которые стали приютом для вас, будут для вас такими же родными, какими были для нас.

Мы заявляем, что не претендуем на город Энгельс - бывшую столицу нашей республики. Пусть он останется таким, как сложился - современным русским городом.

Мы считаем, что большинство крупных населенных пунктов на территории бывшей АССР НП должны по возможности получить свою автономность в будущей республике с тем, чтобы не нарушать их сложившийся уклад, чтобы сохранить полную возможность беспрепятственного обучения на родном языке в школах, обеспечить и на будущее свободное развитие в них национальной культуры…».

Есть ли в мире хоть еще один пример такого уважения к интересам другого народа? И не будем винить простых людей за то, что мы услышали тогда в ответ из наших бывших домов: ведь сегодня, опять же на примере Украины, видно, до чего может довести целый народ даже чужеродная «элита», чтобы грабить его и страну дальше, а тогда в Поволжье была ведь в доску «своя» власть, и с гораздо более скромной «инфраструктурой».

Странно также читать в министерской публикации только о невозможности восстановления АССР НП. Ведь уже много лет как российские немцы предложили и другой подход к вопросу, а именно: решить его как экономический проект. Для чего составить пакет из нескольких актуальных для страны или конкретного региона программ типа градообразующих, провести среди регионов конкурс на лучшую их территориальную привязку и пригласить для их реализации в основном российских немцев. И все условия, необходимые для реабилитации, будут созданы практически автоматически: компактное проживание, экономическая база и рабочие места, соцкультбыт, образовательные учреждения и органы управления. И это будет экономически, демографически, политически очень выгодно и стране, и конкретному региону, и его населению. Это тоже «не представляется возможным»? Почему?..

Интересная сложилась ситуация: на самом верху национальному вопросу уделяется все больше внимания, а на «исполнительском» уровне по-прежнему звучат заявления, будто призванные показать, кто в доме хозяин. Неладно что-то (было?) в датском королевстве нашей нацполитики!

Давно известно также, что Америка старается категорически не допустить сближения России и Германии, ибо это «чрезвычайно опасно» для гегемонии США. (Две прошедшие мировые войны – убедительный результат этих стараний). И невольно возникает вопрос: что, и в нашей нацполитике есть еще внешние и внутренние «советники», которые стремятся не допустить этого сближения даже в реабилитации российских немцев?

6. Без личного контроля никак

На последней «прямой линии» с Президентом В. Путиным было поднято много серьезных вопросов. В том числе о проблемах космодрома «Восточный», который все больше входит в наши души; о жилье для ветеранов войны, о пострадавших в недавних пожарах в Восточной Сибири, об обезболивающих лекарствах и аппаратах искусственного дыхания для измученных больных, о тренажерах для медицинской реабилитации конкретных нуждающихся. Ответы были в духе Президента: это все наши люди, и помощь будет оказана, и сроки были поставлены, а что можно, решалось не отходя от кассы: уже на следующий день некоторые конкретные просьбы были удовлетворены.

На этой «прямой линии» вопрос о реабилитации российских немцев в очередной раз не прозвучал. Понятно: он лишь один из миллионов обращений, наполненных болью, надеждой и стремлением помочь своей стране стать лучше. Но системно он очень перекликается с озвученными. И с проблемой космодрома - по перспективному значению для страны (и по тому, как подрядные интересы далеко не всегда совпадают с государственными). И с проблемой жилья для ветеранов - ведь российские немцы как народ тоже коллективный ветеран войны, и тоже до сих пор без своего дома. И с проблемой погорельцев – ведь российские немцы пожаром репрессий тоже были лишены всего, что веками создавали своим трудом. И с измученными больными – ведь они тоже уже столько лет мучаются от нестерпимой боли утраты родного языка и национальной культуры, без системы поддержки дыхания и жизни народа.

Не пора ли и вопрос о реабилитации российских немцев взять, наконец, под личный контроль Президента? И желательно, как на космодроме «Восток», тоже с участием представителей «трудового коллектива». Не тех, кто годами делает бизнес на противодействии реабилитации, а тех, кто за реабилитацию – в интересах страны. Чтобы и российские немцы смогли, наконец, опять вернуться в строй третьего союзника России, сравнимого по значению с ее Армией и Флотом, – в строй единства ее народов. Единства, без которого, как показывает история, даже армия и флот не всегда могут уберечь страну от катастроф.








Автор: Gessenpidr, Коментарии: 0, Новости: 0
Гессен, за клевету тебя привлекать надо уже давно, му*ло


Автор: Лично, Коментарии: 0, Новости: 0
Походу и это поле осталось за мной.

- Ну що, синку, допомогли тобі твої ляхи? ~:-)

Мнения
мнения
Генрих Гроут
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Вилли Мунтаниол
Писатель, Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Виктор Дехерт
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Сергей Герман
Союз писателей России
Статьи, книги, рассказы
мнения
Райнгольд Шульц
Писатель-сатирик Папа Шульц
Статьи, книги, рассказы
мнения
Der Genosse
Сайт советских немцев «Genosse»
Статьи, книги, рассказы
мнения
Анатолий Резнер
Писатель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Александр Дитц
Сообщество российских немцев Алтая
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Андрей Триллер
Die Russlanddeutschen Konservativen
Статьи, аналитика, материалы

мнения
Павел Эссер
Театральный деятель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Евгений Гессен
Общество немецкой молодежи «Данпарштадт»
Статьи, аналитика, материалы
Цитаты
«Реальной власти нет, ибо разговоры и резолюции это не власть»