dle



ч.1 «Тяжба у позорного столба» - Анатолий Резнер    
ч.1 «Тяжба у позорного столба» - Анатолий Резнер

„Ну что тут было делать? Тем более шашлык обещали. В общем, скрежеща зубами (поступиться принципом – это вам не абы что), фамилию героя я заменил. Ну а всё остальное, в том числе и Панич с Рацером – сущая правда»
А.Фитц

Мне шашлык не обещали. Обещали сделать отбивную котлету. Из меня самого, если история эта будет опубликована с названием главного героя и всех её участников. Прошло много времени с того дня, когда она, история эта, попала в мои руки и, страстью пылая, попросилась на волю. Ну понятно: к читателю потянуло. Что тут было делать? Тем более котлету обещали. А тут ещё главный герой, будто нарочно, заявил, будто бы художественный вымысел в произведении это не факт, а ложь, и Библия об этом вещает недвусмысленно. Не знает, видимо, что Библия прошла цензуру веков и художественного вымысла переписчиков и переводчиков в ней хватает. Верите, нет-ли, а классик Фитц, книги которого я читаю, своим, классическим, опытом подсказал, как волков голодных накормить, а овечек беззащитных пожалеть. И решил я, ничтоже сумняшеся, «Панича с Рацером» оставить как они есть, другим же придумать новые имена. Перечитывая заново, и «Панича с Рацером» оставил, и настоящие имена не тронул – неча котлету портить (автор)

Вступление

Итак, я начинаю рассказ. Он будет долгим и скучным, забыв обо всём, вникайте в самую суть, а заснёте или уже спите, – приятных вам сновидений, будить не стану, ибо реальность неприятна.
В начале XVIII-го века на оживлённой площади Лондона случилось из ряда вон выходящее происшествие: в прикованного к позорному столбу человека вместо комков грязи и не менее грязных проклятий вдруг полетели... цветы! И всё потому, что критика аристократии, писателя де Фо, автора "Приключений Робинзона Крузо" Даниеля Дефо, отданного властью на растерзание толпе, народ зауважал. До всемирной славы и всенародной любви писателю и критику было ещё очень и очень далеко, а признание народа уже грело его душу. Он стоял у столба, покрытого налётом копоти, человеческих крови и слёз, слегка улыбался толпе и по привычке о чём-то размышлял. Быть может, он думал о настоящем предназначении писателя? Кто знает...

Прошло совсем немного времени, чуть более трёхсот лет, и в наши дни, в виртуальном пространстве электронной Сети случилось из ряда вон выходящее происшествие, которое иначе, как скандальным, не назовёшь: к виртуальному столбу позора в Интернете писатель Райнгольд Шульц выразил желание приковать сразу трёх человек: историка Альфреда Айсфельда и двух политиков – Генриха Мартенса из России и Адольфа Фетча из Германии.

В судебную тяжбу за ущемление прав личности (Personenrechtsverletzung) лауреат Национальной литературной премии "Золотое перо Руси" 2008 года, награждённый за произведение "Чья душа во мне?" в номинации "Русское в нас" портала Александра Гами "Русские линки в Германии", автор книг на тему российских немцев, известный тысячам читателей и уважаемый ими Райнгольд Шульц, – в эту тяжбу он был вовлечён не менее известными, сильными и возмущёнными поступком писателя истцами: Генрих Мартенс – председатель Ассоциации общественных объединений "Международный союз немецкой культуры" (АОО "МСНК"), президент Федеральной нацонально-культурной автономии российских немцев (ФНКА РН), Альфред Айсфельд – заместитель директора и заведующий Гёттингенским отделением Института культуры и истории немцев Северо-Восточной Европы. Адольф Фетч (Adolf Fetsch), бывший председатель правления Землячества немцев из России в Германии, от иска, вроде бы, воздержался (приняв извинения Шульца?).

Как это случилось?

И, главное, за какие прегрешения вознамерился было Шульц припечатать этих троих к позору?
Наберитесь, уважаемый читатель, большого терпения, запаситесь свободным временем и неторопливо вникните в мой рассказ. Из любви к справедливости я вынужден останавливаться подробно на деталях этой истории, и если произойдёт так, что я упущу нечто важное, то заранее прошу меня извинить, так как это нечто попросту осталось в моей памяти или не было мне известно вообще и рассказ можно дополнить в комментариях к нему.

Итак, более года назад, 12 июня 2013 года, в Берлине состоялось заседание Всегерманского интеграционного совета немцев из России (ВИСНР), прошедшее совместно с Домом науки и культуры, а также в присутствии членов Берлинского интеграционного совета российских немцев (БИСНР).

На повестке дня общим знаменателем стоял привычный вопрос: "Российские немцы: история и современность".

Заседание проходило в рамках Конференции, посвящённой 250-летию издания Манифеста Екатерины II о переселении немцев в Россию. Кроме этого, как мы ещё помним, 2013-й год был перекрёстным годом российско-германской культуры "Германия и Россия: вместе строим будущее" (под патронажем Президента России Владимира Путина и Президента Германии Йоахима Гаука), и в этой связи в кабинетах и кулуарах, на подиумах и в залах культуры и политики царила атмосфера подготовки VII-го Германо-Российского Фестиваля. В то время события на Украине ещё не развели Европу и Россию по разные стороны границ конфликта, Германия не вводила санкции против России...

Да, под яркими лозунгами и звонкими фанфарами хочется верить в чудеса. К сожалению, нам придётся снять розовые очки и посмотреть вокруг себя внимательно и серьёзно.
Ещё в мае 2013 года я получил разосланное сопредседателем ВИСНР Александром Крейком (Alexander Kreik) по электронной почте приглашение принять участие в подиумной дискуссии в Русском Доме науки и культуры в Берлине.

Вопросы дискуссии охватывали самоидентификацию и примеры удачной интеграции немцев из России в Германии, информированность общества об их истории, о роли российских немцев в Германии...
Не буду пока останавливаться на причинах, не позволивших мне принять участие в столь знаменательных мероприятиях, как эта конференция, фестиваль, дискуссия – задача передо мной сейчас стоит иная – поведать о скандале, разразившемся после того, как... но скандале ожидаемом – предпосылки давно сложились в костёр, оставалось кому-нибудь из отчаянных или неосторожных голов преднамеренно или случайно обронить спичку и... она была обронена!..

По итогам заседания было принято постановление – "Протокол № 27/72". Используя систему массовой рассылки электронных интернет-сообщений (E-Mail), Александр Крейк разослал „Протокол" активистам и руководителям немецких общественных организаций для ознакомления российских немцев на местах их проживания.

Воодушевлённый "реально сформулированными планами" для российских немцев в Германии, Шульц быстренько набросал тезисы своих предложений в дополнение к планам ВИСРН и электронной почтой отправил Крейку с неясно выраженной целью "посоветоваться" и обозначенной чёрным по белому целью "предложить".

Наряду с предложениями по организации двуязычной интернет-газеты, деловых съездов и прочим, Шульц высказал и такие мысли (авторский текст сохранён без существенных изменений, чтобы наглядно показать его черновой вариант):

А) Установить в интернете ДОСКУ ПОЗОРА для предателей национальных интересов в пользу личного благополучия, таких как:
1. Генрих Мартенс, Председатель МСНК, отказавшийся от идеи реабилитации и восстановления Республики немцев Поволжья.
2. Председатель Землячества немцев из России с 199?-2013 г. Адольф Фетч, сдавший позиции о всеобщем приёме в Германию советских и российских немцев. Заниженные пенсии. Школьные компрометирующие народ учебники.
3. Историк д-р Айсфельд Альфред, 1951 г.рожд., историк, доктор, заведующий Геттингенским отделением Института культуры и истории немцев Северо-восточной Европы... Отрицающий геноцид советских немцев...."
Вот такие тезисы собирался обсудить с Крейком наш писатель.

Рассуждения

Сугубо приватная переписка основывается на доверительных отношениях, базирующихся на негласном правиле сохранения тайны содержания и самого факта переписки. В случае необходимой консультации с третьим лицом, у первого лица запрашивается разрешение на огласку письма третьему лицу с заверением, что тайна будет сохранена. В наше сумбурное время этим правилам люди придерживаются не всегда. Почему? Ну, во-первых, «сугубо приватная переписка» редко содержит такую информацию, которую приватному лицу хочется разгласить малознакомым людям, чтобы информация эта впоследствии не была использована против него самого. Полицейские в Германии, стоит к ним обратиться, сразу предупреждают о том, что «полученная информация может быть использована против вас». Каждый человек, рассуждающий здраво, знает, что в общении с журналистом и писателем нужно следить за тем, что вы ему рассказываете. Если же вы шлёте журналисту и писателю не только информацию, но и документы, подтверждающие её, вы сознательно рассчитываете на то, что информация рано или поздно будет обнародована. Она будет обязательно обнародована, если вы делитесь своими страданиями, бьёте на жалость, ищете справедливость, обращаетесь за поддержкой и взываете к Богу.
Можно ли текст предложений Шульца к руководству интеграционных советов считать сугубо приватной перепиской? Вопрос, конечно, интересный, но об этом расскажем чуть ниже.

Кто такой Айсфельд?

Вместо здравой оценки письма и ответа на предложения Шульца Крейк, не мудрствуя лукаво, бросил спичку в костёр, то есть разослал тезисы для обсуждения (в общественных организациях!) более чем в полтора десятка адресов! В их числе и Айсфельду, "отрицающему геноцид".

Айсфельд полыхнул гневом мгновенно! И понять его можно!

Альфред Айсфельд – тот самый историк, который провёл экспертизу содержания злополучного школьного учебника истории в Германии, выставившего нас перед всем миром в лживом свете, и доказал его вредную сущность. Об этом Айсфельд рассказывал в интервью корреспонденту "Немецкая волна" Виктору Вайцу ещё в апреле 2009 года.
Отрицает ли философ и историк факт геноцида в отношении немцев в СССР?

Я просидел в Интернете несколько часов, в найденных материалах Айсфельда подтверждения, отрицания или объяснения термину "геноцид" не нашёл. Это абсолютно ничего не значит. На луну мы смотрим все, но серенады ей поёт не каждый. Мне попадались высказывания Айсфельда о депортации советских немцев, о трудармии, о понесённых российскими немцами многочисленных жертвах и т.д., но, если вы понимаете, депортация сама по себе не есть геноцид, она его составляющая, а без других составляющих – они будут перечислены ниже по тексту – критической массы на термин геноцида не набирает. Между тем Айсфельд показал себя оскорблённым за "лживое измышление" – за приписываемое ему отрицание геноцида и, как следствие, за писательский приговор к национальной Доске позора.

Взрывная сила

Разрушительная сила взрыва измеряется в тротиловом эквиваленте. Силу эмоций, вызванных, образно говоря, многоцелевой "бомбой" писателя Шульца, вброшенной в сознание абонентов с помощью Крейка, измерить скупой цифрой веса практически невозможно. Эмоции – реакция сознания на неприятный и несправедливый факт. Факт же оказался настолько (не)приятным и (не)справедливым(?) – разные люди испытывают разные эмоции, – что вызвал острые болезненные чувства если не у всех, получивших "электронную бомбу" писателя, то, я уверен, у многих.

Так в чём же сила взрывного материала, находящегося в письме, сила, больно задевшая чувствительные души людей? Эта сила – крутая соль совершённого большевистским режимом в СССР преступления против мира и человечности, против советских немцев, название ему геноцид, – крутая соль на раны этнической группы.

Проблема состоит в том, что на государственно-правовом уровне ни СССР, ни его преемница, Российская Федерация, геноцида в отношение советских немцев не признала и не признаёт. Доказательством тезису служит Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» с изменениями и дополнениями от 1 июля 1993 года. Прочесть его полностью просто необходимо, чтобы убедиться в расхождении заявленного в тексте Закона с реалиями жизни. Обратите внимание на главное – на формальное признание законом геноцида, которому подверглись репрессированные народы. Российских немцев признали репрессированным народом в других законодательных актах и приводить их здесь нет нужды. «Признали» и «не признали» геноцид – это хитрая уловка законодателей, служащая отрицанием геноцида, поскольку даже спустя два десятка лет конкретных мер по выполнению этого Закона принято не было.

Читаем Закон

„Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей. Оно создало благоприятные возможности по реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам.
Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов.

Опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и, стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации.

Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов.

Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.
В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов“.







Мнения
мнения
Генрих Гроут
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Вилли Мунтаниол
Писатель, Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Виктор Дехерт
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Сергей Герман
Союз писателей России
Статьи, книги, рассказы
мнения
Райнгольд Шульц
Писатель-сатирик Папа Шульц
Статьи, книги, рассказы
мнения
Der Genosse
Сайт советских немцев «Genosse»
Статьи, книги, рассказы
мнения
Анатолий Резнер
Писатель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Александр Дитц
Сообщество российских немцев Алтая
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Андрей Триллер
Die Russlanddeutschen Konservativen
Статьи, аналитика, материалы

мнения
Павел Эссер
Театральный деятель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Евгений Гессен
Общество немецкой молодежи «Данпарштадт»
Статьи, аналитика, материалы
Цитаты
«Одно прегрешение всегда рождает другое»