dle


 http://stroyhouse.od.ua/ ремонт и строительство одесса.
Эрнст Вольф: "О некоторых проблемах реабилитации российских немцев"    

Эрнст Вольф: "О некоторых проблемах реабилитации российских немцев"Российские немцы относятся к тем народам, которые по тем или иным причинам подверглись в прошлом, при советской власти репрессиям, ликвидации своего национального государственного образования, переселению в другие районы страны. Напомню, что в 1941 г. немцы были депортированы из Поволжья, а их автономная республика перестала существовать.

Процессы демократизации в СССР во второй половине 1980-х годов породили у представителей народа определенные надежды на национальное обустройство, в том числе и возрождение государственности.

Активизировалось Всесоюзное общество советских немцев (ВОСН) «Возрождение», немало сделавшее в тот период для консолидации свого этноса. Сужу об этом не понаслышке, а как человек, непосредственно принимавший участие в деятельности ВОСН.

В 2006 г. исполнилось 15 лет со времени проведения Чрезвычайного съезда (март 1991 г.) представителей немецкого населения страны, рассмотревшего важные вопросы реабилитации немецкого народа [1]. По моему глубокому убеждению, политический резонанс решений этого съезда поспособствовал тому, что в дальнейшем власти РСФСР (впоследствии – правопреемницы бывшего СССР) приняли историческое для политического имиджа сегодняшней России федеральные законы: «О реабилитации репрессированных народов» (26 апреля 1991 г.) [2] и «О реабилитации жертвполитических репрессий» (18 октября 1991 г.) [3]. Тем самым была заложенаправовая основа, на базе которой стал возможен диалог немцев непосредственно с властями РСФСР, на территории которой в свое время (додепортации 1941 г.) мы были единым народом. Март 1991 г. позволил нам впервые после полувекового забытья почувствовать себя единым Сообществом, в основе которого лежит та этническая общность, которой свойственны и национальное самосознание, и.стремление.к.этническому самосохранению

Важно отметить, что именно тогда проблема реабилитации была разделена на две части: на подпроблему, связанную с реабилитацией немцев,как граждан страны, в которой они были подвергнуты репрессиям попризнаку своей принадлежности к немецкой национальности; и проблему реабилитации как представителей народа, подвергшегося массовой депортации в период сталинского лихолетья. Казалось бы, что эти две части являются двумя сторонами одной медали, но учитывать данный факт чрезвычайно важно при поиске подходов и путей в решении рассматриваемой проблемы. События 19-21 августа 1991 г. привели к лавинообразной суверинизации республик тогдашнего СССР. Это, в свою очередь, резко осложнило положение крупных немецких сообществ и не только вотделившихся от Союза государственных образованиях и, прежде всего, в среднеазиатских республиках и Казахстане. Советские немцы из единого в то время сообщества превратились в государствах бывшего СССР в субэтнические общности, разорванные между собой государственными (а не административными, как прежде) границами.В этой связи проведение 18-20 октября 1991 г. 1-го съезда немцевСССР (Беловежское соглашение о ликвидации СССР было принято 8-го декабря 1991 г.) воспринималось его участниками как попытка сохранить единый народ [см.1]. На съезде от имени Президента СССР А. Яковлевым было зачитано обращение. В нем говорилось, что решение проблемы немцев, проживающих на территории СССР, будет найдено. Приветствие поступило и от Президента РСФСР Б. Ельцина. В нем отмечалось: «Считаю, что он(Съезд) должен сыграть особую роль в вопросах реабилитации этого народаи дать важные импульсы полного восстановления его прав, включая и правона восстановление Немецкой Республики на территории РСФСР».

Выступивший от имени российского Правительства председатель Госкомнаца Л. Прокопьев доложил делегатам Концепцию решения проблемы восстановления государственности, предполагавшу 4 этапа. В соответствии с 1-м этапом к концу 1991 г. предусматривалось принятие федерального законао реабилитации российских немцев как подвергшегося депортации народов.

Это, по мнению докладчика (и в этом он был прав), могло бы стать политической гарантией для последующего продвижения вперед в вопросах территориальной реабилитации. На 4-м (последнем) этапе уже в 1994 г. мы должны были получить государственное территориальное образование на территории России.

Итак, 1-й Съезд немцев СССР был форумом, признанным властями СССР и РСФСР. С учетом правоприемственности по обязательствам бывшего Союза, добровольно принятыми на себя Россией, вопроса – выполнять или не выполнять принятые государством обязательства перед российскими немцами в принципе не существует. Естественно, восстановление государственности российских немцев не должно было затронуть коренных интересов русского народа. Только при таком отношении, которое можно было построить на доверии и взаимовыгодном партнерстве, с опорой на помощь Германии, можно было приступить к возрождению Немецкой Республики в составе России. На съезде было обсуждено и поддержано направление по созданию мест компактного проживания советских (российских) немцев.

К этому времени Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 1507-1 от 1 июля 1991 г. был воссоздан, через 53 года после его ликвидации, первый национальный район на Алтае. В связи с этим Указом, носившем название «Об образовании Немецкого национального района в Алтайском крае», районному центру «Некрасово» было возвращено его прежнее название «Гальбштадт». (В дальнейшем 17 февраля 1992 г. был принят новый Указ Президиума Верховного Совета РФ № 2368-1 «Об образовании Азовского немецкого национального района в Омской области»). Как подчеркивалось на съезде, самоуправление подобных административных образований должно было базироваться на статусе национально - территориальных образований.

Главное же состояло в том, чтобы вести работу по территориальной реабилитации нашего народа. Только такой комплексный подход к решению проблемы полной реабилитации советских (российских) немцев, как подвергшегося депортации народа, мог бы обеспечить наше этническое становление и развитие.

Отметим, что после 1-го съезда 21 ноября 1991 г. в Бонне было подписано Совместное заявление Президента России Б. Ельцина и Канцлера Германии Г. Коля. Один из пунктов этого документа гласил: «Стороны едины в том, что наряду с созданием Республики немцев в Поволжье будет продолжаться создание и содействие развитию национальных районов для тех немцев, которые намерены остаться в местах нынешнего проживания».

Однако действия и поступки «иерархов» властных структур РФ в конце 1991г. – в начале 1992-го гг. (особенно саратовские откровения» Бориса Ельцина) спровоцировали лавинообразный выезд подвергшихся прежде репрессиям немцев, и не только с территории России (пессимизм и неверие в возможность возрождения сообщества охватил тогда поголовно большинство российских немцев). Большего стимула для появления эмиграционных настроений нельзя было и придумать. Вследствие таких непродуманныхдействий властей эмиграционный ажиотаж среди российских немцев значительно усилился. Не смог коренным образом изменить ситуацию и подписанный 10 июля 1992 г. в г. Москве Протокол о сотрудничестве междуПравительствами ФРГ и РФ с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев. По этому Протоколу Правительство ФРГ выделило значительные финансовые средства, но они использовались неэффективно. Ориентация немцев на выезд в политически стабильную и экономически богатую Германию все же оказалась повсеместно преобладающей.

Из всего сказанного можно сделать однозначный вывод: проблема полной реабилитации российских немцев, как подвергшегося депортации народа и как граждан, подвергшихся репрессиям из-за своей национальной принадлежности, остается открытой до сих пор. Для ее решения, как представляется, целесообразно выделить и рассматривать отдельно следующие направления реабилитации: политическую, территориальную, культурную, историческую, социально-экономическую. С учетом сложившихся условий необходимо установить приоритеты и этапы последовательного выполнения конкретных задач врамках вышеуказанных направлений, непосредственно способствующих достижению общей цели – полной реабилитации немцев РФ. Рассматривая решение проблемы с этих позиций, приходим к выводу, что основой для достижения указанной цели является политическая реабилитация, под которой следует понимать предоставление немцам РФ на государственном уровне права на самоорганизацию в рамках действующего в России правового поля.

Камнем преткновения являлся и сегодня вопрос территориальной реабилитации, под которой следует понимать предоставление российским немцам права на: восстановление Республики немцев Поволжья в национально-территориальных границах, существующих до их антиконституционального изменения и на создание национально-территориальных образований, а также оказание им на государственном уровне всестороннего содействия в решении соответствующих задач.

На современном этапе, на мой взгляд, в плане поэтапной реабилитации, прежде всего, должны решаться вопросы, напрямую не связанные с территориальной реабилитацией. В настоящее время больший эффект даст «экстерриториальный подход», направленный на решение задач, связанных со становлением и развитием сообщества немцев РФ, которое в той или иной мере, выражало бы интересы немецкой части населения России.

Следует отметить, что для облегчения знакомства с законами, другими нормативными правовыми актами и документами, являющимися основополагающими для решения задач становления сообщества немцев РФ на различных уровнях самоорганизации – федеральном, региональном и местном, Совет немцев России подготовил и выпустил сборник материалов «Основополагающие нормативные правовые акты Российской Федерации и документы» [4]. В нем собраны материалы, которые позволяют российским немцам использовать возможности, имеющиеся в существующем правовом пространстве Российской Федерации. Так, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже сегодня гарантирует всем российским народам в местах их компактного проживания возможность решения непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

До 1996 г. не существовало целевой программы решения проблемы российских немцев, и поэтому работа в данном направлении велась нецеленаправленно, бессистемно, а зачастую и без должного информационного обеспечения. В следствие нехватки ресурсов, выделяемых как Россией, так и Германией, сами средства, как правило, распределялись пропорционально политическому весу участников соответствующего дележа.

В этих условиях (по инициативе Совета немцев России и при финансовой поддержке существовавшего в то время Министерства по делам национальностей) был разработан проект Федеральной комплексной программы становления и развития сообщества немцев Российской Федерации [5]. Она по своей сути представляет собой программу полной реабилитации российских немцев и охватывает все ее стороны. Ее можно считать и программой социально-экономического и национально-культурного развития российских немцев, выполненной в соответствии с Концепцией государственной национальной политики РФ.

Следующими чрезвычайно важными являются направления, связанные с культурной и исторической реабилитацией российских немцев. В этой связи отдельного рассмотрения заслуживают вопросы развития национального движения немцев Российской Федерации в условиях действия Федерального Закона «О национально-культурной автономии». Нынешнее кризисное положение российских немцев как в самой России, так и в странах СНГ, с каждым годом ухудшается, так как на прогрессирующую ассимиляцию сегодня накладывается губительный скачок вынужденной эмиграции и миграции. И все же в России, несмотря на то что ассимиляционные процессы зашли слишком далеко, имеются условия для противодействия им. Межнациональные отношения в основных регионах проживания российских немцев сравнительно бесконфликтны.

Благоприятствует этому согласие германской стороны экономически поддерживать решение проблемы российских немцев в самой России, восстанавливая, прежде всего, их культурно-образовательный потенциал.

Но для использования имеющихся возможностей необходимы целенаправленные усилия властей Российской Федерации и самих российских немцев. Для этого необходимо наличие на всех уровнях общественно-представительных и исполнительных органов самих российских немцев. Создание таких органов не исключает деятельности уже имеющихся и, возможно, новых общественных и предпринимательских структур. Однако их статус, роль и место в политической, экономической, культурной и образовательной вертикали должны быть прописаны в правовом плане.

Злободневной является необходимость разработки законодательной и нормативной базы для осуществления полной реабилитации российских немцев, а также правовое определение статуса существующих национальных районов и других национально-территориальных образований. Для обеспечения выполнения закона «О реабилитации репрессированных народов» необходимо срочно приступить к разработке законопроекта о реабилитации российских немцев, что напрямую следует из вышеупомянутого закона (статья 13).

Конкретные задачи самоорганизации могут решаться на территориях, где проживают «немцы – граждане РФ», которые желают и могут иметь свои местные сообщества.

Эрнст Вольф,

журнал "Социологические исследования" № 1 от 2007 г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чрезвычайный съезд немцев СССР / М., 12-15 марта 1991 года(документы и материалы). Составитель В.Ф. Дизендорф. М.: Изд-во МГУ,1997. 327 с.
  2. Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991года, № 1107–1.
  3. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября1991 года, № 1761–1.
  4. Бауэр Г.Ф., Вольф Э.Л. Становление и развитие сообщества немцевРоссийской Федерации. Сб. матер. Вып. 2 (Основополагающиенормативные и правовые акты Российской Федерации и документы). М.:Изд. Общества немцев РФ «Видергебурт», 1996. 99 с.
  5. Становление и развитие сообщества немцев Российской Федерации. Сб.матер. Вып. 1 (Проект федеральной комплексной программы«Становление и развитие сообщества немцев Российской Федерации») /Отв. за вып. В.Ф. Дизендорф. М.: Изд. Общества немцев РФ«Видергебурт», 1996. 153 с.







Автор: Вальдемар Бетц, Коментарии: 0, Новости: 0

Эрнст Леонидовичь , дорогой вы наш, нупризнайтесь хотя бысамомусебе, что поезд уже ушёл и ничего восстановит уже не возможно. Ни нашу автономию, ни наш народ. Нет больше этноса росийских немцев.Остаются просто ещё отдельные люди немецкого происхождения на территории России



Автор: гс диссидент, Коментарии: 0, Новости: 0
итоги войны пересмотру не подлежат,"поэтому" никакой реабилитации немцам не положено.
Закон политической реабилитации придумат только для участников перестройки.
и нечего разявать роток... С вас доснаточно,что мы вам подарили свободный выезд.......
гс диссидент.

Мнения
мнения
Генрих Гроут
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Вилли Мунтаниол
Писатель, Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Виктор Дехерт
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Сергей Герман
Союз писателей России
Статьи, книги, рассказы
мнения
Райнгольд Шульц
Писатель-сатирик Папа Шульц
Статьи, книги, рассказы
мнения
Der Genosse
Сайт советских немцев «Genosse»
Статьи, книги, рассказы
мнения
Александр Дитц
Сообщество российских немцев Алтая
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Андрей Триллер
Die Russlanddeutschen Konservativen
Статьи, аналитика, материалы

мнения
Павел Эссер
Театральный деятель
Статьи, книги, рассказы
Цитаты
«Научиться можно только тому, что любишь»