dle



Как умру – похороните… сердца королей...    
Урна с сердцем короля Баварии Людвига II в Альтёттинге

Типичная немецкая традиция захоронения mos teutonicus (лат.—«немецкий обычай») включала в себя многочасовое кипячение трупов на огне . После этого мясо легко отделялось от костей, которые тщательно промывались в вине. Обычай возник впервые в среде рыцарей-крестоносцев. Павшие в битве воины должны были быть захоронены с почестями на родине. Но перевозить их тела не представлялось возможным. Лишь только отделенные от плоти скелеты могли достичь отчизны, где они и были со всеми почестями захоронены.

Самое старое упоминание о массовом использовании mos teutonicus относится к 1167 году. После взятия Рима Фридрихом I в его войсках разразилась страшная эпидемия, в результате которой погибло много людей. Среди них—епископы Кельнский, Шпейерский, Регенсбургский, Пражский, Верденский и т. д., а также князья Фридрих IV Швабский, Вельф VII, Генрих Тюбингский. Фридрих I также был подвергнут этому обряду. Он утонул в Киликии во время 3 крестового похода в 1190 году. Его сердце и внутренности были похоронены в Тарсусе (нынешняя Турция), плоть погребли в церкви св. Петра в Антиохии, а кости его сын Фридрих V предполагал похоронить в Иерусалиме.

Практика «диких тевтонцев» в самом скором времени заслужила опалу церкви. Обычай был признан варварским, но просуществовал еще какое-то время в воинской среде.

Другой обычай—раздельного захоронения разных частей тела—просуществовал до нашего времени.

Еще древние греки знали, что если после смерти человека вынуть его внутренние органы, то тело можно законсервировать. Египтяне отделяли печень, легкие, желудок, кишечник, но оставляли в теле сердце. В средние века получило распространение отдельное захоронение сердца, внутренностей и тела. Подобной процедуры удостаивались самые знатные и знаменитые, богатые и власть имущие: папы римские, высшее духовенство, герцоги, курфюрсты, императоры. Отделение сердца, внутренностей и тела соответствовало представлениям о процедуре похорон и их длительности. Иногда эта процедура длилась месяцами. Один из самых знаменитых примеров в истории, как Хуана Безумная испанская ездила с телом скончавшегося супруга по Кастилии, не давая его похоронить, периодически вскрывала гроб, чтобы убедиться в том, что ее обожаемый супруг все еще с ней.

Пример с Хуаной—все-таки исключение из правил, но придворный церемониал многих европейских дворов включал в себя особо «торжественное» прощание с «самой благородной человеческой ча­стью»—сердцем, менее торжественное—с другими его составляющими.

Раздельное погребение пережило свой закат в середине XIX века. Именно тогда был открыт формальдегид, позволявший легко и быстро консервировать тело. Обычай вынимать сердце стал редким, но не исчез совсем. Последним известным нам примером такого захоронения стало погребение Отто фон Габсбурга, чье тело покоится в капелле капуцинов в Вене, а сердце—в бенедиктинском монастыре Пан­нохаль­ма.

Баварские правители из династии Виттельсбахов предпочитали раздельное захоронение. Начиная со средневековья, как сообщают семейные хроники этого дворянского дома, практиковалось погребение тела в одной из местных церквей, а сердца—в родовой усыпальнице в Альтёттинге.

Тело одного из самых знаменитых Виттельсбахов Максимилиана I, первого в истории баварской ветки курфюрста, организатора Католической лиги, гонителя протестантов и инакомыслящих, строителя Резиденции и организатора многих выдающихся событий в Баварии, было разделено аж на три части: внутренности его покоятся в Ингольштадте (месте смерти), тело—в Мюнхене, а сердце—в Альтёттинге. В деле пышности обряда захоронения сердец баварцы даже превзошли своих вечных конкурентов Габсбургов: баварские сердца покоятся в серебряных сосудах, являющих собой образцы ювелирной работы (Габсбурги использовали медь). Сердца всех главных баварских курфюрстов, а потом и королей—Карла Теодора, Макса I, Людвига I, Максимилиана II, Людвига II, Людвига III похоронены в капелле Спасителя в Альтёттинге.

Инна Савватеева
Германия Плюс







Мнения
мнения
Генрих Гроут
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Вилли Мунтаниол
Писатель, Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Виктор Дехерт
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Сергей Герман
Союз писателей России
Статьи, книги, рассказы
мнения
Райнгольд Шульц
Писатель-сатирик Папа Шульц
Статьи, книги, рассказы
мнения
Der Genosse
Сайт советских немцев «Genosse»
Статьи, книги, рассказы
мнения
Анатолий Резнер
Писатель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Александр Дитц
Сообщество российских немцев Алтая
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Андрей Триллер
Die Russlanddeutschen Konservativen
Статьи, аналитика, материалы

мнения
Павел Эссер
Театральный деятель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Евгений Гессен
Общество немецкой молодежи «Данпарштадт»
Статьи, аналитика, материалы
Цитаты
«Абсолютизм – плодородная почва для революции»