dle



Таджикистан: есть ли будущее у субкультур?    
Таджикистан: есть ли будущее у субкультур?

Молодежь Таджикистана проявляет большой интерес к субкультурам. В стране появляются представители самых разных неформальных течений. Что этому способствует?

В Таджикистане у молодежи небывалый интерес к субкультурам. Наблюдатели считают, что это своего рода реакция на нехватку традиционных увлечений. Через рэп, паркур, клубы болельщиков молодые люди пытаются не только выделиться среди толпы, но и заполнить чем-то свободное время.
Скейтбординг объединяет

Душанбинец Фируз Давлятов вот уже несколько лет занимается скейтбордингом. Свое увлечение он успешно сочетает с учебой в университете. Говорит, что родители не против подобных занятий. "Они считают, что лучше кататься на скейте, чем праздно шататься по улицам", - признается Фируз.

Его товарищ Сергей Финкельштейн приехал в Душанбе недавно. До этого жил в Калининграде, где и увлекся катанием на скейте. В Душанбе найти единомышленников не составило труда. "Мы замечаем друг друга среди толпы. Знакомимся, узнаем, где тусуются такие же ребята, как мы", - говорит Сергей. И добавляет, что катание на скейте дает ребятам возможность собираться и общаться.

Он рассказывает, что скейтбординг пока развивается в Таджикистане стихийно. Школьник сетует, что в Душанбе до сих пор нет скейтпарка. А потому он с друзьями отрабатывает различные трюки на мраморной площадке близ Дворца наций. Вокруг, как правило, собирается не только толпа зевак. "Подходят и стражи порядка. Причем попадаются всякие полицейские. Некоторые просят что-нибудь этакое повторить на скейте и даже хлопают, кто-то грозно требует покинуть территорию", - говорит Сергей.

Площадок в Таджикистане не хватает и для представителей музыкальных субкультур, признается душанбинский рок-музыкант и поэт Кайд. По его словам, за последнее десятилетие в стране выросло определенное число рокеров. Они из дилетантов стали профессионалами, но играть им негде. "Их уже не назовешь молодыми. Но они исполняют свои произведения, что называется, для себя", - отмечает Кайд.

В поисках себя

Субкультуры в Таджикистане появились еще в советское время. Тогда даже среди комсомольцев можно было увидеть и металлистов, и панков. В 90-е годы во время гражданской войны в Таджикистане наступила пауза. Стремительный рост стал возможен уже в нулевые благодаря развитию интернета. "Конечно, этому способствуют социальные сети. И еще благоприятная среда, неагрессивная, толерантная", - поясняет социолог Алла Куватова.
Сейчас эксперты в Душанбе условно выделяют три активных направления. Первое - это экстремальные виды спорта. Среди них - паркур, BMX и скейтбординг. Второе - музыкальные движения, а именно рэп, рок, готическая культура и эмо. Наконец, третье течение - артсубкультуры, в частности, граффити.
На фоне многообразия движений социально-психологический портрет неформалов достаточно определенный, говорят аналитики. "Это представители среднего городского класса, с образованием выше среднего. Им присуще богатое воображение и желание как-то разукрасить свою жизнь", - рассказывает социолог Гульнора Бекназарова.

Независимый эксперт, глава общественной организации "Молодежь нового века" в Таджикистане Рустем Тахиров отмечает, что развитие субкультур в стране можно объяснить реакцией молодых людей на нехватку традиционных мест проведения досуга. "Последователи одного хобби объединяются, вырабатывая общие ценности, кодекс поведения и язык общения. В большинстве субкультур правила в целом разнятся от общей культуры, поэтому субкультура так или иначе более молодым кажется привлекательнее", - говорит Тахиров.

Лучше легально, чем подпольно

Наблюдатели отмечают, что субкультуры в Таджикистане развиваются на фоне стремительного роста религиозных настроений в обществе. К счастью, конфликтов на идейной почве между ними нет. Эксперты уверены, что такое положение можно сохранить и в будущем. "И ислам, и субкультуры могут в Таджикистане уживаться друг с другом. Важно только не ограничивать свободу тех и других, чтобы не допустить радикализма", - считает Гульнора Бекназарова.

Пока открытых конфликтов с представителями субкультур не было и с властями. Правда, с ряда трибун звучали критические замечания в адрес рэпперов и даже рекомендации отказаться от западного стиля исполнения в пользу традиционной таджикской музыки. Но, как говорят эксперты, к счастью, дальше слов дело не пошло. "У нас рэп и так андеграундный. Если бы его запретили, то он все равно бы остался, но стал бы еще более андеграундным", - говорит независимый эксперт Равшан Абдуллаев.

Специалист в области социальных наук Пулат Шоазимов предлагает создавать площадки для неформалов, чтобы те могли представить обществу качественный продукт. "Чем больше многообразия в обществе, тем оно устойчивее. Не надо закрывать клапаны. Нужно дать возможность субкультурам расти, если их деятельность не противоречит закону", - полагает Шоазимов.

Источник: DW







Мнения
мнения
Генрих Гроут
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Вилли Мунтаниол
Писатель, Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Виктор Дехерт
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Сергей Герман
Союз писателей России
Статьи, книги, рассказы
мнения
Райнгольд Шульц
Писатель-сатирик Папа Шульц
Статьи, книги, рассказы
мнения
Der Genosse
Сайт советских немцев «Genosse»
Статьи, книги, рассказы
мнения
Анатолий Резнер
Писатель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Александр Дитц
Сообщество российских немцев Алтая
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Андрей Триллер
Die Russlanddeutschen Konservativen
Статьи, аналитика, материалы

мнения
Павел Эссер
Театральный деятель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Евгений Гессен
Общество немецкой молодежи «Данпарштадт»
Статьи, аналитика, материалы
Цитаты
«Всегда готовьтесь ко всему и как можно заранее»