dle



Проблемы развития культуры немцев Казахстана в послевоенное время в отечественной исторической литературе.    

Исторические судьбы немецкого народа тесно связаны с Казахстаном, где его появление было обусловлено как естественными миграционными процессами, так и массовой департацией первой половины 1940-х гг. Советские немцы стали одним из самых многочисленных этносов, подвергшихся насильственному переселению, и большая их часть была выслана на территорию Казахстана. Если до 1917 г. в регионе насчитывалось 7049 немцев, то за период с 1917 по 1941 г. численность этноса возросла до 92 571 человека.
Проблемы развития культуры немцев Казахстана в послевоенное время в отечественной исторической литературе. Первая послевоенная перепись населения 1959 г. зафиксировала проживание здесь уже 659 751 представителя неметкого этноса, т.е. за 20 лет, прошедших с предыдущей переписи, количество немцев увеличилось более чем на полмиллиона человек. Последняя перепись населения СССР 1989 г. зарегистрировала 957 518 немцев, постоянно проживавших в Республике.
Таким образом, судьба почти миллиона немцев оказалась связанной с Казахстаном, в чью экономику и культуру они внесли свой существенный вклад. Но если участие немцев в экономической жизни республики не раз становилось предметом исследовательского интереса ученых, то культурная жизнь немецкого населения Казахстана в советский период относится к числу слабоизученных проблем. Между тем культура каждого народа уникальна, она отражает его быт, традиции, обычаи, обряды, характер, социальный опыт.
Как считают отечественные историки, массовая департация и жизнь в условиях спецпоселения не могли не повлиять на развитие национальной культуры немецкого населения, которое было вырвано из привычной среды обитания, где были обеспечены всеми условиями для сохранения своей культуры. В основанной еще в 1918 г. немецкой автономии на Волге, откуда они были выселены, к началу 1940-х гг. функционировали около 500 общеобразовательных школ, 20 высших и средних специальных профессиональных образовательных учреждений, 5 театров, 406 библиотек, 23 дома культуры, около 300 изб-читален, 252 колхозных клуба.
В разные годы выпускались 9 журналов, 48 газет на немецком и русском языках.
В 1933–1935 гг. выходил в свет журнал «Revolution und Kultur», полностью посвященный проблемам развития немецкой культуры. Таким образом, для 605,6 тыс. человек, населявших автономию в начале 1941 г., были созданы определенные условия для развития своей национальной культуры.
Исследователи отмечают, что в Казахстане расселенные в местах, не приспособленных для нормальной жизни, немцы в военные годы и в первые послевоенные десятилетия были лишены возможностей развивать то, что составляло основу национальной идентичности – свою национальную культуру. Возрождение немецкой культуры стало вновь возможным лишь с конца 1950-х гг. после принятия советской властью в середине 1950 – середине 1960-х гг. постановлений о снятии некоторых ограничений в правовом положении немецкого населения страны.
Начало ему положили нормативные акты, освободившие немцев от обвинения в пособничестве фашизму. Власти республик, в которых компактно проживали переселенные немцы, предприняли ряд шагов, направленных на усиление политико-воспитательной и культурно-массовой работы в их среде. Советские историки подчеркивали длительность процесса восстановления немецкой национальной культуры. Ее возрождение в Казахстане началось с художественной литературы, музыки, песенного фольклора. Большое значение имело появление средств массовой информации на родном для немцев языке. В 1958 г. было организовано радиовещание на немецком языке, в 1964 г. немецкие передачи ежемесячно стала выпускать Карагандинская студия
телевещания. В январе 1966 г. вышел в свет первый выпуск газеты «Фройндшафт». В начале 1970-х гг. в республике был налажен выпуск книг на родном языке.
Однако такие формы национальной культуры, как изобразительное и театральное искусство, в Казахстане в этот период практически не развивались.
Как указывали исследователи, в послевоенный период и вплоть до начала 1960-х гг. отсутствовало изучение проблем истории и культуры советских немцев.
Сказывались последствия войны с фашистскими завоевателями. Достаточно долгое время отношение к немецкому населению страны было крайне предвзятым.
Первые работы по изучению особенностей развития немецкой культуры в Советском Союзе стали появляться лишь в 1960-х гг. (Л.В. Малиновский, А.Н. Ипатов, Е.М. Дружинина, В.В. Мавродин), однако исследования ограничивались только довоенным периодом истории немецкого народа.
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. появляется ряд статей, посвященных этнокультурному развитию советских немцев (И.Н. Гроздова, Т.Д. Филимонова, М.Ф. Шин, Л.В. Малиновский), но практически все они касались иных областей их компактного проживания. Работ, рассматривающих особенности этнокультурного развития немцев Казахстана, по-прежнему не было.
Интерес к этой проблеме прослеживается лишь с 1980-х гг. В статьях Т.Д. Филимоновой, С.В. Чешко,
О.Б. Наумовой, Ю.А. Евстигнеева, А.Б. Калышева анализировались характерные черты культуры немецкого населения республики. Особое внимание в них уделялось формированию и развитию этнического самосознания. Специфической чертой работ О.Б. Наумовой было то, что они основывались на полевых материалах, собранных в 1986 г. казахстанским отрядом Среднеазиатской этнографической экспедиции. Изучая национально-смешанные семьи у немцев Казахстана, она пришла к выводу об изменениях культурно-психологических особенностей немецкого населения Казахстана в 1980-е гг., их национальных традиций в процессе взаимодействия с другими
народами. Особое внимание в статье было уделено проблемам, существовавшим в языковой сфере (постепенное вытеснение родного языка русским, незаинтересованность в его изучении немецкой молодежью и т.д.).
Теоретическое осмысление проблемы изучения культуры немецкого населения страны прослеживается в статьях Т.Д. Филимоновой. Значительное внимание автор уделяет рассмотрению языковой ситуации в их среде, отмечая, что для подавляющего большинства немцев характерен билингвизм – владение и родным, и русским языками. Статья содержала и сведения об образовательной системе, созданной для этнических немцев, которая была призвана не только обучить детей родному языку, но и продолжить образование на нем в ряде высших учебных заведений. Т.Д. Филимонова выделяла и другие аспекты сохранения и развития национальной культуры немецкого населения, такие как издание литературы на родном языке, деятельность
немецких средств массовой информации, развитие национального театра, как профессионального, так и самодеятельного, а также самодеятельных вокальнохореографических коллективов.
С.В. Чешко в своих публикациях обращает внимание на то обстоятельство, что изучение вопросов культуры сдерживалось утратой части архивных и иных материалов по истории немцев, проживавших в республике.
Расширению и углублению исследований в данной области способствовало создание в середине 1980-х гг. при институте философии и права Академии наук Казахской ССР центра по изучению национальных и международных отношений, а также отдела по изучению истории и культуры народов, не имеющих своих государственно территориальных образований. В его рамках была сформирована группа по исследованию истории советских немцев. К сожалению, ее работа ограничилась выходом всего одного небольшого научно-аналитического обзора, в котором содержались краткие сведения по истории первых немецких поселений на территории Казахстана,
этапах переселения основной массы немецкого народа в годы войны и первые послевоенные годы, а также сведения по проблемам социального и культурного развития народа с момента его появления в данном регионе. Данная публикация была первой попыткой представить историю казахстанских немцев.
О развитии работы в этом направлении свидетельствует появление диссертационного исследования
Л.Э. Рис «Культурная жизнь немецкого населения Казахстана (1955–1985 гг.)». Автор последовательно проанализировала проблемы народного образования, связанные с сохранением и развитием немецкого языка, основные формы культурно-массовой работы в среде немецкого населения Казахстана, деятельность средств массовой информации на родном языке, условия возрождения национальной художественной культуры.
Постепенно тематика исследований расширялась, изменялись они и качественно. Достаточно большое количество статей было посвящено отдельным аспектам национальной культуры немецкого населения Казахстана.
Так, о постепенном вытеснении немецкого языка русским говорит в своих статьях писатель Г. Бельгер. Сведения о практике изучения немецкого языка как родного отражен в публикациях Л.Э. Рис, О.К. Жармакина, Р.Т. Сарсенова. Вопросы развития фольклорных самодеятельных немецких групп Казахстана наиболее полно отражены в работах А.А. Вейлерта, И.П. Виндгольца. О некоторой ограниченности различных форм национального немецкого искусства в республике
говорит в своей работе Ф.У. Фохт-Бабушкин, отмечая, что в клубных учреждениях Казахстана в основном были представлены музыкально-танцевальные жанры, в то время как остальные виды художественной самодеятельности были развиты слабо. Сведения об одном из первых профессиональных немецких коллективов – симфоническом оркестре, созданном при музыкальном училище в г. Темиртау, – содержались в статье С.К. Вензель.
С середины 1980-х гг. появляется ряд очень интересных работ отечественных историков, посвященных вопросам появления, функционирования и развития первого немецкого театра в СССР, который был официально открыт 26 декабря 1980 г. в г. Темиртау. Вопросы развития немецкой театральной культуры рассматриваются в статьях С.К. Вензель, Т.Д. Филимоновой, Л. Лариной, Л.Ю. Солодовниченко.
Серьезную озабоченность у исследователей вызывает тот факт, что материалы этого театра не архивируются, а значит, со временем для них будет утерян и этот слой культурного наследия.
Вопросы, касающиеся вклада немцев в развитие науки в Казахстане, изучают Э.Г. Боос и Э.Ф. Госсен, отмечая, что их эффективной работе в этой области мешали различные ограничения, накладываемые на представителей этноса советской властью. Формирование в послевоенное время научных кадров из их среды объективно было затруднено отсутствием у немцев возможности получения высшего образования. Поэтому в статьях Э. Бооса и Э. Госсена раскрывается деятельность немногих казахстанских ученых немецкой национальности, внесших большой вклад в развитие советской науки. Авторы отмечают, что сложившаяся практика в силу политики власти на получение высшего образования преимущественно в педагогических, сельскохозяйственных и медицинских вузах явилась причиной того, что немногочисленные ученые из числа этнических немцев были в основном сосредоточены в области аграрных, гуманитарных и медицинских наук.
Культурная жизнь немецкого населения Казахстана остается малоизученной и в начале ХХI в. Почти нет работ, касающихся религиозной составляющей послевоенной жизни казахстанских немцев, нет аналитических исследований в области развития изобразительного искусства в их среде, не исследован вопрос организации и содержания немецких передач на телевидении.
Отсутствуют монографии, посвященные развитию в Казахстане немецкой национальной культуры. Между тем ее всестороннее исследование чрезвычайно важно, поскольку именно национальная культура является способом сохранения и формирования национального самосознания, ценностных ориентаций, нравственных убеждений, выступает регулятором поведения и мышления индивида, а также основой для изучения мотивации выстраивания взаимоотношений с другими этносами. Полноценное исследование этих проблем диктует необходимость в развернутых планах, создании программ по соответствующему взаимодействию ученых СНГ и Германии в вопросах изучения немецкого населения Казахстана в послевоенный период. Особенности этнокультурного развития немцев Казахстана, одного из самых многочисленных этносов данного региона, изученные комплексно не только историками, но и социологами, демографами, политологами, могли бы служить значительной информационной основой для формирования национальной политики и в современной России. Такой подход позволит систематизировать междисциплинарные знания по истории и культуре и других этносов, населяющих страну. В настоящее время, когда отсутствуют идеологические запреты, появилась возможность полноценного изучения истории народов.
Н.А. Ефремова-Шершукова








Автор: Карл, Коментарии: 0, Новости: 0
не было развития немецкой культуры в Казахстане или СССР. Только религия оставляла и сохраняла остатки немецкости и некоторые элементы быта. Был этноцид, немецкость в ссср уничтожали.

Мнения
мнения
Генрих Гроут
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Вилли Мунтаниол
Писатель, Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Виктор Дехерт
Международный конвент российских немцев
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Сергей Герман
Союз писателей России
Статьи, книги, рассказы
мнения
Райнгольд Шульц
Писатель-сатирик Папа Шульц
Статьи, книги, рассказы
мнения
Der Genosse
Сайт советских немцев «Genosse»
Статьи, книги, рассказы
мнения
Анатолий Резнер
Писатель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Александр Дитц
Сообщество российских немцев Алтая
Статьи, аналитика, материалы
мнения
Андрей Триллер
Die Russlanddeutschen Konservativen
Статьи, аналитика, материалы

мнения
Павел Эссер
Театральный деятель
Статьи, книги, рассказы
мнения
Евгений Гессен
Общество немецкой молодежи «Данпарштадт»
Статьи, аналитика, материалы
Цитаты
«Без смелости выдающийся полководец немыслим»